Профилактика правонарушений и преступлений

Контакты сотрудника Воложинского РОВД, ведущего линию наркоконтроля и противодействия торговле людьми

Бондаренко Вадим Олегович, +375 29 241 03 00 

О преступлениях несовершеннолетних

развернуть

В 2022 году в подростковой и молодежной среде участились случаи совершения мошенничеств под предлогом оказания помощи родственникам, которые якобы стали виновниками совершения дорожно-транспортного происшествия и для возмещения ущерба либо непривлечения их к ответственности необходимо передать крупную сумму денег.

Справочно. Злоумышленники осуществляли звонки посредством IР-телефонии с абонентских номеров различных стран (Республика Молдова, Латвийская Республика, Литовская Республика, Российская Федерация, Эстонская Республика, Республика Армения и др.). Как правило, звонки поступали на стационарные телефоны. Неизвестные убеждали человека поверить, что ему действительно звонит его близкий родственник, который оказался в беде. После непродолжительного разговора мошенники просили сообщить номер мобильного телефона для продолжения беседы и не прерывать при этом связь по стационарному телефону, чтобы до данного гражданина никто не мог дозвониться. Через некоторое время к разговору подключался другой человек, который представлялся следователем  и продолжал «разыгрывать спектакль».

Для доверчивых граждан мошенники подыскивали курьеров, которые забирали деньги либо просили перевести средства международным переводом. Особую тревогу вызывает тот факт, что в данную преступную схему в качестве курьеров все чаще вовлекаются несовершеннолетние. Подобную подработку подростки находят в мессенджере «Телеграмм». В ходе переписки им предлагают забрать денежные средства у одного лица, передать их другому и получить за это в качестве оплаты 15% от суммы денег, которые передавались. Также предоставляется и инструкция о правилах поведения при общении с гражданами и методах конспирации.

В 2022 году несовершеннолетними и при их участии уже совершено 11 подобных преступлений, 9 из которых в мае текущего года.

Справочно. К примеру, И., 2004 г.р., учащийся ГУО «Средняя школа № 59                           г. Минска», под предлогом оказания финансовой помощи родственнику, попавшему                           в дорожно-транспортное происшествие, путем обмана и злоупотребления доверием, 18.05.2022 завладел денежными средствами в сумме 2 000 рублей и 3 000 долларов США у гражданки А. При этом И. признан подозреваемым еще по 6 аналогичным фактам.

В указанных случаях несовершеннолетние курьеры отвечают по закону наравне с другими участниками преступных схем. Возраст привлечения к уголовной ответственности за мошенничество (статья 209 УК Республики Беларусь) с 16 лет. Санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет.

свернуть

Ответственность несовершеннолетних за правонарушения

развернуть

С 1 марта 2021  года в силу вступил новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), которым существенно изменилась ответственность за проведение несанкционированных массовых мероприятий, а также ответственность для несовершеннолетних и их родителей.

Так, общий возраст привлечения к административной ответственности 16 лет. Но за мелкое хулиганство, оскорбление, повреждение чужого имущества и другие правонарушения, перечисленные в ст. 4.2 КоАП несовершеннолетний может быть привлечен к ответственности с 14 лет.

В соответствии со ст. 24.23 КоАП на несовершеннолетних, нарушивших  установленный порядок проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, может быть наложен штраф в размере до 100 базовых величин.

За повторное такое правонарушение санкция ч.3 ст. 24.23 КоАП предусматривает ответственность штрафа в размере от 20 до 200 базовых величин.

 Если несовершеннолетний не достиг возраста 16 лет, то ответственность будут нести родители. В частности, родители или лица, их заменяющие, в случае совершения несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность, подлежат административной ответственности по ч. 1 ст. 10.3 КоАП. Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде штрафа до 10 базовых величин.

Статьей 19.4 КоАП предусмотрена ответственность для совершеннолетних лиц за вовлечение несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимых с нарушением установленного порядка. За данное правонарушение на совершеннолетнее лицо может быть наложен штраф в размере от 5 до 30 базовых величин.

В случае нахождения несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет с 23 часов до 6 утра вне жилища, родители или лица их заменяющие, подлежат административной ответственности по ч.2 ст.10.3 КоАП за не сопровождение несовершеннолетнего в темное время суток.

 Кроме того, в случае совершения несовершеннолетним правонарушения либо деяния, содержащего признаки административного правонарушения, но не достигшим возраста административной ответственности, с ним и его родителями согласно Закону Республики Беларусь от 31 мая 2003 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" будет проводиться индивидуальная профилактическая работа.

свернуть

Уголовная ответственность за оставление детей в опасности

развернуть

За последние  месяцы увеличилось количество несчастных случаев с участием детей, которых родители оставляли одних на улице или дома. Дети не всегда осознают опасности, которые их поджидают, поэтому чаще всего несчастные случаи происходят именно с ними. Не стоит забывать, что даже двухлетний малыш в состоянии притащить табуретку, забраться на подоконник, открыть окно, а дальше только два варианта развития событий - мгновенная смерть или инвалидность. И в очень редких случаях падения из окон заканчиваются испугом и незначительными травмами для ребенка, но, как говорят в народе, не все рождаются «в рубашке».

Рассмотрим данную проблему со стороны закона. 
- Обязанность родителей осуществлять защиту прав и интересов детей закреплена в ст. 73 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия.
Родителям необходимо помнить, что за оставление ребенка в опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 159 УК РБ.

Статья 159 «Оставление детей в опасности»

1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья, либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи — наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.

2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, — наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.

3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, — наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

Советы родителям:

  • ни при каких обстоятельствах ребенок не должен оставаться без присмотра, особенно дошкольного и младшего школьного возраста;
  • постарайтесь предусмотреть, предупредить опасность, вовремя протянуть руку помощи или остановить от неправильного шага, отвести беду;
  • если вы хотите, чтобы ваши дети были в безопасности, не ссылайтесь на отсутствие времени, занятость, не пеняйте на педагогов, бабушек-дедушек и весь свет. Начните с себя, с ответственности за своего ребенка, с того, каким примером вы для него являетесь;
  • помните, что когда-нибудь ваш ребенок последует не вашим советам, а вашим поступкам, поэтому соблюдайте правила безопасности и учите этому своих детей.

И помните! Оставив без присмотра малыша даже на 10 - 15 минут,  вы можете лишиться ребенка навсегда.

Фильм "Не оставляйте детей одних"

https://disk.yandex.by/i/WWRn9JvdwezNjA

 

 

свернуть

Вступил в силу новый КоАП

развернуть

Изменения, внесенные в Кодекс об административных правонарушения Республики Беларусь

1 марта 2021 года в законную силу вступили изменения в Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь (КоАП) .

 Главная особенность новых кодексов – закрепление приоритета профилактических мер воздействия перед наказанием. В этих целях в Общей части КоАП устанавливаются принципиально новые правила наложения административных взысканий и освобождения от ответственности. При этом структура норм Общей части КоАП в целом существенно модернизирована для упрощения восприятия участниками административного процесса. Особенная часть КоАП переработана с целью исключения формальных, устаревших и не востребованных правоприменителем составов административных правонарушений, а также составов, по своей правовой природе относящихся к сферам гражданско-правовой или дисциплинарной ответственности. В свою очередь, административный процесс (ПИКоАП) изменяется не столь существенно. 

Одна из наиболее существенных новаций КоАП – институт профилактических мер воздействия на правонарушителя. В их числе устное замечание, предупреждение, меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних. Эти меры будут применяться в рамках института освобождения от административной ответственности. Их ключевая особенность – отсутствие правовых последствий привлечения к административной ответственности. То есть лицо, к которому применены профилактические меры воздействия, не будет считаться подвергавшимся административному взысканию. В рамках институализации профилактической составляющей административно законодательства существенно переработаны положения об административном правонарушении. Новый КоАП предусматривает категоризацию правонарушений в зависимости от степени общественной вредности и тяжести последствий. Все административные правонарушения разделены на три категории, а именно: административные проступки; значительные административные правонарушения; грубые административные правонарушения. От категории совершенного деяния будет зависеть характер применяемых мер воздействия. При совершении впервые административного проступка вместо административного взыскания (как правило, штраф) лицо в обязательном порядке будет освобождаться от ответственности и только предупреждаться. Предупреждение можно будет применить и по категории значительных административных правонарушений, но в этом случае возможно и наложение административного взыскания. Решение о выборе меры воздействия (профилактическая мера или взыскание) будет приниматься с учетом конкретных обстоятельств произошедшего, наступивших вредных последствий, личности правонарушителя.  Законодатель выделил 17 наиболее серьезных и часто совершаемых административных проступков, за которые сразу может налагаться штраф. К примеру, это нарушение скоростного режима, проезд на красный свет, нарушение правил проезда перекрестков. В то же время за грубые правонарушения, связанные с хулиганством, хищениями, насильственными действиями и т.п., сохраняются жесткие меры реагирования вплоть до ареста.

Следующая важная новелла – изменение подходов в части сроков, в течение которых лицо считается подвергнутым административному взысканию. Сегодня лицо считается не подвергавшимся административному взысканию по истечении одного года после исполнения административного взыскания. То есть совершенное правонарушение закрепляется за ним на длительный период за любое административное правонарушение. В новом КоАП заложен дифференцированный подход. Годичный срок сохраняется только для лиц, совершивших грубое административное правонарушение. Лицо, совершившее административный проступок, не будет считаться подвергавшимся взысканию со дня исполнения наложенного взыскания (к примеру, уплаты штрафа), а значительное административное правонарушение – по истечении шести месяцев.

Проведение административных взысканий.

В этом направлении КоАП претерпел весьма существенные изменения. Во-первых, предупреждение уже не будет являться административным взысканием. Как уже говорилось, оно переводится в разряд профилактических мер и при вынесении предупреждения лицо не будет считаться привлеченным к административной ответственности. При этом важно подчеркнуть, что сегодня предупреждение применяется лишь за четвертую часть от общего количества предусмотренных законом административных правонарушений. Это те случаи, когда предупреждение прямо указано в санкции конкретной нормы об ответственности. В новом КоАП закреплено общее правило, согласно которому предупреждение можно будет применять практически за все административные проступки и значительные административные правонарушения. Это составляет более 90 % в общем количестве норм об ответственности. Таким образом, кардинально расширена сфера применения профилактических мер в качестве альтернативы административному взысканию. В КоАП введено новое правило, допускающее наложение штрафа в размере, меньшем нижнего предела, предусмотренного санкцией нормы об ответственности. В то же время за отдельные грубые правонарушения ответственность ужесточается. За такое серьезное нарушение, как управление транспортным средством в нетрезвом виде (свыше 0,8 промилле), штраф возрастает вдвое и с трех до пяти лет увеличивается срок лишения водительских прав. Также усилена ответственность за ряд нарушений, связанных с проведением массовых мероприятий, неповиновением законным требованиям должностных лиц государственных органов, публичными оскорблениями и незаконным распространением персональных данных.

Введено новое административное взыскание – общественные работы. Отсутствие такого взыскания ограничивает выбор правоприменителя либо исключительно денежно-имущественными взысканиями, либо жесткой, граничащей по строгости с уголовным наказанием, мерой в виде ареста. Новый вид административного взыскания вводится в санкции норм об ответственности только за грубые административные правонарушения в качестве альтернативы административному аресту. Тем самым создается правовая база для минимизации применения ареста за счет использования менее сурового, не связанного с изоляцией от общества административного взыскания. Общественные работы будут налагаться судом и только с согласия лица, совершившего административное правонарушение, и заключаться в выполнении бесплатных работ на срок от 8 до 60 часов. Вид этих работ будет определяться местными органами власти.

В КоАП включена новая глава, посвященная административной ответственности несовершеннолетних. В ней установлен в целом более гуманный, по сравнению со взрослыми, режим административной ответственности. В качестве новелл административно-деликтного закона отметим: расширение перечня обстоятельств, подлежащих учету при привлечении к ответственности; введение института мер воспитательного воздействия в качестве альтернативы административному взысканию; повышение возраста ответственности за ряд деяний, ответственность за которые ранее ответственность наступала с 14 лет; сокращение срока, в течение которого подросток считается подвергавшимся административному взысканию; ограничение размера штрафных санкций в сравнении со взрослыми правонарушителями. В качестве мер воспитательного воздействия определены: разъяснение законодательства, возложение обязанности принести извинение потерпевшему, возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга. Эти меры будут применяться в зависимости от ситуации и личности несовершеннолетнего. При этом предусматривается возможность освобождения несовершеннолетнего от административной ответственности с применением предупреждения вне зависимости от категории совершенного правонарушения. И только когда все эти меры не дадут эффекта – несовершеннолетний будет подвергнут взысканию.

 

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 

Статья9.1.Административнаяответственностьнесовершеннолетних

Административная ответственность несовершеннолетних в возрасте от шестнадцати до  восемнадцати лет, совершивших административные правонарушения, а также несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, совершивших административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, наступает в соответствии с настоящим Кодексом с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

Статья 9.2. Особенности наложения административного взыскания на несовершеннолетнего.

К   лицу,   совершившему     административное     правонарушение, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет административные взыскания применяются на общих основаниях с учетом следующих особенностей:

1)в отношении него не могут применяться общественные работы, административный арест;

2) размер налагаемого на него штрафа не может превышать двух базовых величин, а в случае наложения на него штрафа в соответствии   с санкцией,   предусмотренной для индивидуального предпринимателя, –   четырех   базовых   величин   (независимо от размера штрафа, предусмотренного в санкции). В случае, если санкция предусматривает       административное       взыскание       только       в виде       штрафа, а у несовершеннолетнего отсутствуют заработок, стипендия или иной доход, к нему применяются меры воспитательного воздействия;

3)  лишение права заниматься определенной деятельностью может налагаться на срок не более одного года.

При наложении административного взыскания на лицо, совершившее административное правонарушение, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет кроме смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных статьями 7.2 и 7.3 настоящего Кодекса, учитываются:

1)  условия его жизни и воспитания; 

2)  уровень его интеллектуального, волевого и психического развития, иные особенности личности несовершеннолетнего;

3)  влияние на его поведение родителей или лиц, их заменяющих, а также близких родственников, членов семьи и иных старших по возрасту лиц;

4)  характеристика по месту его учебы и(или) работы (при ее наличии).

Лицу,   совершившему   административное   правонарушение,     в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет разъясняется содержание положений законодательства, в связи с нарушением которых на него налагается административное взыскание.

Совершение административного правонарушения несовершеннолетним как смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими ответственность обстоятельствами.

Статья 9.3. Особенности освобождения несовершеннолетних от административной ответственности

  1. Лицо,     совершившее       административное       правонарушение,       в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вне зависимости от категории административного правонарушения может   быть   освобождено   от административной   ответственности с применением к нему предупреждения.
  2. Освобождение лиц, совершивших административные правонарушения, в возрасте от четырнадцати   до восемнадцати     лет     от административной     ответственности с применением других мер профилактического воздействия осуществляется по общим правилам, установленным настоящим Кодексом. 

Статья 9.4. Меры воспитательного воздействия

  1. При освобождении от административной ответственности несовершеннолетнего, совершившего административное правонарушение, к нему в целях воспитания могут применяться следующие меры воспитательного воздействия: разъяснение законодательства; возложение обязанности принести извинения потерпевшему; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга.
  2. К несовершеннолетнему могут быть применены как одна, так и несколько мер воспитательного воздействия.

Статья 9.5. Содержание мер воспитательного воздействия

  1. Разъяснение законодательства заключается в разъяснении несовершеннолетнему противоправного характера и общественной вредности совершенного им административного правонарушения, в том числе причиненного этим правонарушением вреда, а также негативных правовых последствий повторного совершения им новых правонарушений.
  2. Обязанность принести извинения заключается в возложении на несовершеннолетнего обязанности извиниться перед потерпевшим за совершенное административное правонарушение в публичной или иной форме, определенной судом, органом, ведущим административный процесс.
  3. Обязанность загладить причиненный вред заключается в фактическом возмещении несовершеннолетним вреда, причиненного административным правонарушением. При применении такой меры воспитательного воздействия учитываются имущественное положение несовершеннолетнего и его родителей или лиц, их заменяющих, наличие у него соответствующих трудовых и иных навыков.
  4. Ограничение досуга заключается в возложении на несовершеннолетнего обязанности соблюдения на срок до тридцати суток определенного порядка использования свободного от учебы и (или) работы времени.

При применении данной меры воспитательного воздействия орган, ведущий административный процесс, может предусмотреть:

1)  запрет посещения несовершеннолетним определенных  мест пребывания,использования отдельных форм досуга, в том числе связанных с управлением транспортным средством;

2)  ограничения пребывания несовершеннолетнего вне места жительства или местапребываниявопределенноевремясуток;

3)  возложение обязанности являться для регистрации в орган, осуществляющий контроль за поведением несовершеннолетнего.

Статья 9.6. Срок, по истечении которого несовершеннолетний считаетсянеподвергавшимсяадминистративномувзысканию

Лицо, совершившее административное правонарушение, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет считается не подвергавшимся административному взысканию:

со дня исполнения постановления   о наложении   административного   взыскания за совершение административного проступка;

по истечении двух месяцев со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение значительного административного правонарушения;

по истечении шести месяцев со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение грубого административного правонарушения;

по истечении сроков давности исполнения постановления о наложении административного взыскания в случаях, предусмотренных частью 1 и частью 2 (при назначении административного взыскания в виде депортации) статьи 14.5 ПИКоАП; со дня прекращения исполнения постановления о наложении административного взыскания по основаниям, предусмотренным статьей 14.3 ПИКоАП.

 

свернуть

Распространяешь наркотики – наказание неизбежно!

развернуть

ВНИМАНИЕ!

 Получил предложение высокооплачиваемой работы в качестве курьера (минера, закладчика, кладмена, трафаретчика)?

ЗАДУМАЙСЯ!В данной рекламе может скрываться вовлечение в наркобизнес. Слова: легально, творческая работа, клады, фотоотчеты,безличные продажи, конфиденциальность – должны насторожить.

ЭТО УЛОВКИ НАРКОДИЛЕРОВ!

ДЛЯ НИХ ТЫ – РАСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ!

ОТВЕРГАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СОМНИТЕЛЬНОГО ЗАРАБОТКА! ВСЕ ОБЕЩАНИЯ – ЛОЖЬ!

ТАКАЯ РАБОТА – ЭТО ЛОВУШКА!

 16-летний Сергей из Гомеля, 17-летний Максим из Минска….….согласились на подобную работу. Задержаны. Осуждены. Отбывают наказание.

Связываясь с наркотиками, ты лишаешь себя будущего и обрекаешь на страдания своих близких. 

ЗАПОМНИ! Распространяешь наркотики – наказание неизбежно. Рано или поздно милиция найдет каждого наркодилера.

Действия, связанные со сбытом наркотиков, квалифицируются по частям 2-5 статьи 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь и наказываются лишением свободы на срок от 5 до 25 лет. Ответственность наступает с 14 лет.

свернуть

Внимание: сваттинг

развернуть