Управление по образованию, спорту и туризму Воложинского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Средняя школа № 1 г. Воложина"
В 2024/2025 учебном году в учреждении образования организовано:
в I «А» классе – интегрированное обучение и воспитание по программе специального образования на уровне общего среднего образования по учебному плану специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с тяжелыми нарушениями речи;
в I «Б» классе – интегрированное обучение и воспитание по программе специального образования на уровне общего среднего образования по учебному плану специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с трудностями в обучении;
во II «Б» классе – интегрированное обучение и воспитание по программе специального образования на уровне общего среднего образования по учебному плану специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с трудностями в обучении;
в II «В» классе – интегрированное обучение и воспитание по программе специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью по учебному плану первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с интеллектуальной недостаточностью;
во III «В» классе – интегрированное обучение и воспитание по программе специального образования на уровне общего среднего образования по учебному плану специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с трудностями в обучении;
во IV «В» классе – интегрированное обучение и воспитание по программе специального образования на уровне общего среднего образования по учебному плану специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с нарушениями зрения;
в IX «В» классе – интегрированное обучение и воспитание по программе специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью по учебному плану первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с интеллектуальной недостаточностью;
в IX «B» классе – обучение на дому по программе специального образования на уровне общего среднего образования по учебному плану первого отделения специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Толерантность формируется с детства
Аутизм или расстройства аутистического спектра (РАС) — это особенность психического развития. Почему РАС появляется у людей, никто пока точно не знает. От аутизма нет волшебной таблетки и на аутизм нет никакого лабораторного теста.
Аутизм — это спектр расстройств, при которых ребёнок развивается иначе. Аутизм простирается от «он странный, наверное, айтишник» (кстати, это подтвержденный стереотип) до очень и очень серьезных состояний, не позволяющих человеку существовать самостоятельно.
По каким внешним признакам чаще всего можно опознать ребенка с РАС?
Признаки могут быть сильнее или слабее, но все это — проявления расстройств аутистического спектра.
Все люди с РАС очень разные. Кто-то обладает выдающимися способностями, а кому-то сложнее учиться и общаться. У ребёнка с РАС могут быть трудности с коммуникацией и общением с другими людьми, нарушения речи и необычные виды поведения, например, повторяющиеся действия или ограниченные интересы — «зацикленность» на чём-то.
По мировым научным данным сегодня аутизм диагностируют у каждого из 100 новорожденных. В Беларуси в настоящее время в учреждениях образования обучается 4392 ребенка с расстройствами аутистического спектра, и их количество с каждым годом растет (за последние 5 лет общее число детей с РАС, находящихся под наблюдением специалистов, выросло в 2,5 раза).
Точные причины расстройства аутистического спектра до сих пор неизвестны, но установлена генетическая природа нарушения, то есть с аутизмом рождаются, он не появляется из-за внешних воздействий. К возможным рискам относят и загрязнение окружающей среды, и более зрелый возраст родителей. Стоит учитывать, что изменилась и система постановки диагноза. Раньше, например, некоторым детям с РАС ставили «умственную отсталость», потому что они не могли устно отвечать на вопросы. Сейчас доказано, что у большой части детей с РАС вообще нет когнитивных нарушений.
Как правильно вести себя с детьми с РАС
Тут действуют самые обычные правила, которые мы используем по отношению ко всем окружающим. Во-первых, не надо никого трогать и нарушать частное пространство, границы другого человека. Для некоторых детей с РАС это один из раздражающих факторов (так же, как и резкий свет или очень громкие звуки). Во-вторых, не стоит в разговоре использовать много слов и торопиться. Тем более, если вы не знаете, каким способом общается человек. Он может делать это посредством обмена картинками или составлением слов из букв на планшете, что отнимает время. Лучше заранее уточнить удобный для него метод коммуникации.
Как рассказывать ребёнку о людях с особенностями развития
Нужно чаще говорить, что у нас у всех есть отличительные черты и свои особенности, не все мы одинаковые. При этом фокусировать внимание нужно на преимуществах, подмечать положительные стороны. Толерантность формируется с детства. Чем раньше мы детям расскажем о разнообразии людей, тем спокойнее им будет расти с ощущением, что особенности развития — это нормально, а вовсе не страшно.
Если не знаете, как начать разговор, покажите детям мультфильм «Про Диму». Его придумала мама, которая как раз хотела объяснить своему ребёнку, кто такие люди с особенностями. Начинать нужно с себя. Показывать своим примером, как нужно относиться к таким людям, учиться строить отношения с теми, кто от нас чем-то отличается.
Как было сказано выше, у детей с РАС проблемы с социальными нормами, абстрактными понятиями и эмоциями других людей. Они не считывают полутона. Им не важно, что кто про них думает. И самое главное: невозможно переделать такого ребенка, если идти на принцип. Нейротипичному ребенку можно повторить два-три, пять раз — и он точно поймет, что вы от него хотите. Если вы повысите голос, он поймет, что вы ругаетесь. Ребенку с РАС можно повторить 150 раз — и он так и не поймет суть правила/проблемы. Но! Он может заучить социальную ситуацию — как стихотворение. Хороший пример: кто-то чихнул — надо сказать: «будь здоров», не вдаваясь в философское значение вежливости.
Общий вывод: единственное, что вы можете сделать (если мы говорим про инклюзию) — осознать проблематику, показать, что вы понимаете особенности диагноза и, по возможности и желанию, протянуть руку помощи ребенку и его родителю здесь и сейчас.
Подготовила воспитатель Супрун Н.В.
свернуть