Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Воложинского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Средняя школа № 1 г. Воложин"
Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Воложинского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Средняя школа № 1 г. Воложин"
Календарный план реализации педагогического проекта
«Внедрение модели допрофильной и профильной подготовки обучающихся в условиях образовательного художественно-технологического кластера»
на 2021/2022 учебный год
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственный |
Результат |
1. |
Оформление документов, регламентирующих управление процессом инновационной проектной деятельности в учреждении образования |
Август 2021
|
Караник В.И., заместитель директора по воспитательной работе |
Пакет документов |
2. |
Изучение и анализ информационных, организационных и научно-методических ресурсов по обеспечению управления процессом реализации проекта |
На протяжении года
|
Чехович И.В., директор; Карачун Д.К., заместитель директора по учебной работе; Караник В.И., заместитель директора по воспитательной работе |
Аналитическая информация |
3. |
Совещание с руководителями методических формирований, классных руководителей и руководителей объединений по интересам «Планирование и организация проектной деятельности в 2021/2022 учебном году» |
Сентябрь 2021 |
Карачун Д.К., заместитель директора по учебной работе; Караник В.И., заместитель директора по воспитательной работе |
Протокол |
6. |
Диагностика учащихся: уровня профессионального самоопределения; сформированности компетенций и субъектно-творческих позиций относительно будущего профессионального выбора
|
Сентябрь 2021 |
Заговалко И.Д., педагог-психолог |
Пакет измерительных материалов Аналитические материалы |
7. |
Родительское собрание: «Современный образовательный процесс в проектном режиме» (ознакомление с задачами проекта, определение возможностей и перспектив совместной работы) |
Сентябрь 2021
|
Классные руководители |
Протокол родительского собрания, информационные материалы |
8. |
Инструктивно-методическое совещание «Оформление и ведение отчётной документации, пополнение портфолио проектной деятельности» |
Сентябрь 2021
|
Караник В.И., заместитель директора по воспитательной работе |
Рекомендации по наполнению и ведению портфолио |
9. |
Анализ и планирование деятельности Творческой проектной лаборатории педагогов и учащихся (ТПЛ П и У) на 2021/2022 учебный год |
Сентябрь 2021 |
Чехович И.В., директор; Садовская И.В., заместитель директора по учебной работе; Карачун Д.К., заместитель директора по учебной работе; участники инновационного проекта |
План работы ТПЛ П и У |
11. |
Планирование открытых мероприятий по организации и сопровождению работы педагогов и учащихся в рамках образовательного художественно-технологического кластера |
Октябрь 2021 |
Карачун Д.К., заместитель директора по учебной работе Караник В.И., заместитель директора по воспитательной работе |
План мероприятий |
13. |
Круглый стол «Реализация стратегии устойчивого профессионального выбора учащихся в условиях образовательного художественно-технологического кластера»
|
Октябрь 2021 |
Караник В.И., заместитель директора по воспитательной работе |
Материалы круглого стола; Папка проектной документации |
14. |
Консультация «Составление карт индивидуального самоопределения учащихся и стратегий устойчивого профессионального выбора»
|
Ноябрь 2021 |
Караник В.И., заместитель директора по воспитательной работе |
Карты индивидуального самоопределения учащихся;
|
15. |
Организация психолого-педагогического и фасилитативного сопровождения реализации работы образовательного художественного-технологического кластера
|
Октябрь 2021 |
Караник В.И., заместитель директора по воспитательной работе; участники проекта |
Портфолио творческих проектных успехов учащихся; папка проектно-дидактических достижений педагогов |
16. |
Организация работы постоянно действующей Творческой проектной лаборатории педагогов и учащихся: × разработка образовательных программ, ориентированных на освоение учащимися нового знания, присвоения опыта в направлении индивидуального профессионального выбора; × повышение квалификации участников проектной деятельности на различного уровня семинарах, тренингах и т.д.; × организация участия в интеллектуально-творческих выставочных, конкурсных мероприятиях; |
На протяжении года |
Караник В.И., заместитель директора по воспитательной работе; участники проекта |
Проектные материалы работы Творческой лаборатории педагогов и учащихся;
|
17. |
Совещание при директоре «О реализации мероприятий технологического этапа проектной деятельности» |
Февраль 2022 |
Чехович И.В., директор; Караник В.И., заместитель директора по воспитательной работе
|
Протокол совещания, протокол поручений |
18. |
Внедрение дидактических материалов, ориентированных на построение обучающимися стратегии устойчивого профессионального выбора в системе занятий образовательного художественно-технологического кластера |
Октябрь 2021 – май 2022 |
Участники проекта |
Папка диагностических материалов Папка проектно-дидактических достижений педагогов |
19. |
Организация и проведение диагностических процедур участниками проектной деятельности |
Октябрь 2021– апрель 2022 |
Заговалко И.Д., педагог-психолог, участники проекта |
Папка диагностических материалов Папка проектно-дидактических достижений педагогов |
20. |
Организация и участие в совместных мероприятиях в рамках партнёрских взаимоотношений с педагогами учреждений дополнительного образования детей и молодёжи, с представителями осваиваемых профессий |
На протяжении года |
Караник В.И., заместитель директора по воспитательной работе; участники проекта |
План сотрудничества Договора о сотрудничестве |
21. |
Участие в интеллектуально-творческих, выставочных, конкурсных мероприятиях различного типа и уровня |
На протяжении года |
Участники проекта |
Папка проектно-дидактических достижений педагогов; Портфолио творческих проектных успехов учащегося |
22. |
Проведение семинаров, индивидуальных и групповых консультаций с участниками проекта |
Октябрь 2021 –Апрель 2022 |
Караник В.И., заместитель директора по воспитательной работе
|
Папка проектно-дидактических достижений педагогов
|
23. |
Пополнение каталога эффективных проектных образцов работы образовательного художественно-технологического кластера (афиши, буклеты, презентации, видеоматериалы, фотоальбомы, сборники и рекомендации) |
Октябрь 2021 –апрель 2022 |
Участники инновационного проекта
|
Каталог эффективных проектных образцов работы образовательного художественно-технологического кластера |
24. |
Промежуточный мониторинг качества решения задач образовательного художественно-технологического кластера в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации инновационного проекта |
Март – апрель 2022 |
Караник В.И., заместитель директора по воспитательной работе; Карачун Д.К., заместитель директора по учебной работе;
|
Папка диагностических материалов: рефлексивные, экспертные материалы |
25. |
Презентация результатов решения задач образовательного художественно-технологического кластера (форма: мастер-классы, в условиях Творческой проектной лаборатории педагогов и учащихся) |
Апрель 2022 |
Караник В.И., заместитель директора по воспитательной работе; Карачун Д.К., заместитель директора по учебной работе |
Буклеты, визитки, технологические карты, фотоотчёт и другие материалы |
26. |
Отчётное заседание Творческой проектной лаборатории педагогов и учащихся по итогам инновационной проектной деятельности в 2021/2022 учебном году |
Апрель 2022 |
Чехович И.В., директор; Караник В.И., заместитель директора по воспитательной работе; Карачун Д.К., заместитель директора по учебной работе; участники инновационного проекта |
Папка проектно-дидактических достижений педагогов; Портфолио творческих проектных успехов учащегося |
27. |
Подготовка промежуточного отчёта «О результатах реализации педагогического проекта в 2021/2022 учебном году» |
Май 2022 |
Караник В.И., заместитель директора по воспитательной работе; участники инновационного проекта |
Отчёт о результатах проектной деятельности |
28. |
Разработка календарного плана реализации педагогического проекта на 2022/2023 учебный год |
Май 2022 |
Караник В.И., заместитель директора по воспитательной работе |
Календарный план |
свернуть
Актуальность реализации педагогического проекта
"Внедрение модели допрофильной и профильной подготовки обучающихся в условиях образовательного художественно-технологического кластера"
Основные направления национального устойчивого развития Республики Беларусь требуют комплексности и последовательности действий и программ, ориентированных на будущие поколения, переход к зелёной экономике, цифровую трансформацию, внедрению интегрированных подходов и технологий при обеспечении открытого доступа и условий к реализации возможностей обучающихся для проявления познавательных профессионально ориентированных и творческих замыслов.
Очевидно, что в режиме активной трансформации социокультурной художественно-творческой образовательной среды будет актуально появление новых и обновление существующих профильно ориентированных средств и механизмов, стратегий и тактик. В ситуациях активизации у учащихся смыслопонимания и самосознания возможна реализация обоснованных замыслов и идеалов, определяющих общие траектории и результаты продуктивной деятельности.
Допрофильная и профильная подготовка обучающихся в условиях занятий по изобразительному искусству и трудовому обучению будет строиться с ориентацией на проективные стратегии будущетворения и творчества, форсайт-технологии на основе синтеза рационального дидактического, художественно-трудового и художественно-изобразительного опыта отражения мира.
В профильно направленной системе открытости и прозрачности предполагается устойчивое достижение целей развития и становления культуротворческих императивов деятельности для успешных настоящих и будущих свершений, продуктивной реализации познавательных потребностей и мотивов, ожиданий и прогнозов профессионального будущего с опорой на прогнозируемые профессии (например, архитектор информационных систем, архитектор интеллектуальных систем управления, дизайнер интерфейсов, архитектор виртуальности, дизайнер виртуальных миров, дизайнер носимых энергоустройств, архитектор «энергонулевых» домов, проектировщик жизненного цикла, проектировщик «умной среды», разработчик образовательных траекторий, организатор проектного обучения, архитектор трансмедийных продуктов, проектировщик-эргономист, эксперт по «образу будущего» ребенка, персональный бренд-менеджер, форсайтер и др.).
Таким образом, на конкуретно устоявшемся и автоматизированном рынке труда ожидается сохранение и появление профессиональных сфер с художественно-творческим компонентом, так как машинные механизмы не всегда способны на разработку «эсклюзива», развитие профессионального креатива и мастерства, обеспечение задач искусности в нюансных способах и деталях.
Таким образом, обусловливается текущее системное состояние образовательных процессов, проектируемое под влиянием идей: 1) фундаментальности; 2) национального своеобрази; 3) инновационности в условиях цифровизации, интеграции и трансдисциплинарного подхода.
В существующих условиях функционирования художественно-изобразительной и трудовой сферы учреждений общего среднего образования Республики Беларусь трудовое обучение реализуется на всех образовательных ступенях (уроки трудового обучения и внеурочные занятия (факультативы, объединения по интересам)), а изобразительное искусство: на урочном (уроки изобразительного искусства), внеурочном уровне (факультативы, объединения по интересам) в начальной школе; аспектном урочном уровне (уроки искусства (отечественная и мировая художественная культура) и в средней школе; внеурочном (факультативы, объединения по интересам) в старшей школе. Очевидно, что если урочные занятия по трудовому обучению учащихся реализуются на всех уровнях учреждений общего среднего образования Республики Беларусь, то по изобразительному искусству – только в начальной школе. Отдельные вопросы практики изобразительного творчества рассматриваются в содержании учебного предмета «Искусство». Учебные предметы «Трудовое обучение» и «Изобразительное искусство», «Искусство» обладают потенциалом творческого раскрытия и полномерного презентирования образов, обеспечения преломления творческих, не просто практико ориентированных, а ценных и полезных для практики идей, и замыслов. Это означает, что для решения вышеотмеченной проблемы необходима уже на уровне общего среднего образования организация культурной профессионально ориентированной системы через привлечение максимально широкого и объёмного ресурса как на временном, так и содержательном уровне.
свернутьЦель проекта: обеспечение внедрения модели допрофильной и профильной подготовки обучающихся в условиях образовательного художественно-технологического кластера, ориентированной на проектирование ими устойчивой и рациональной траектории своего профессионального выбора.
Задачи:
свернуть
Программа реализации педагогического проекта
«Внедрение модели допрофильной и профильной подготовки обучающихся в условиях образовательного художественно-технологического кластера»
Этапы и сроки |
Организационно-управленческое, информационное, методическое обеспечение внедрения инновационного проекта |
Содержание работы |
Аналитико-рефлексивная деятельность |
Прогнозируемый результат |
|
Педагогические работники |
Учащиеся |
||||
1. Подтовительный (август – октябрь 2020) Цель: подготовка условий внедрения модели допрофильной и профильной подготовки обучающихся в условиях образовательного художественно-технологического кластера |
- документация, регламентирующая и обеспечивающая организацию инновационной проектной деятельности в учреждении образования; - сопровождающие проектные информационно-технологические, организационно-управленческие, научно-методические материалы; - мониторинго-диагностическое обеспечение организации допрофильной и профильной подготовки в соответствии с критериями и показателями; эффективности - кадровое обеспечение организации допрофильной и профильной подготовки учащихся |
- выявление уровня подготовки участников инновационной проектной деятельности; - анализ ресурсного обеспечения проекта; - психолого-педагогическая диагностика реализуемых процессов в направлении допрофильной и профильной подготовки учащихся
|
- выполнение диагностических работ (тестовых и анкетных заданий в соответствии с задачами по определению профессионального самоопределения) |
Выявление уровня: - подготовки учащихся к профессиональному самоопределению; - сформированности субъектно-смысловых позиций учащихся; - художественно-технологических компетенций учащихся (на входе). Определение уровня - оргпроектной и дидактической культуры педагогов |
- Проектная папка Документации (организация инновационной работы в учреждении образования); - Проектная папка документов по результатам психолого-педагогического мониторинга системы допрофильной и профильной подготовки; - Проектная папка материалов организации кадрового обеспечения инновационной деятельности (состав участников, система внутреннего и внешнего взаимодействия) |
2. Оргпроектный (октябрь – декабрь 2020) Цель: обоснованная разработка локальных документов по обеспечению организационных процессов внедрения инновационного проекта |
Подготовка: - положения об инновационной проектной деятельности; - перспективного плана работы; - перспективного плана проведения организационных, информационно-образовательных, научно методических мероприятий для участников инновационной проектной деятельности в учреждении образования; Планирование работы по обеспечению условий и выполнению задач организации допрофильной и профильной подготовки учащихся |
Определение направлений организации допрофильной и профильной подготовки учащихся; Подготовка и выбор программного обеспечения образовательного процесса, ориентированного на профессиональное самоопределения учащихся. Организация сопровождения допрофильной и профильной подготовки. Разработка перспективного плана проведения мероприятий для участников инновационной проектной деятельности в учреждении образования |
Выполнение учебных заданий, подготовка портфолио творческих проектных успехов учащегося, карты индивидуальных художественно-технологических предпочтений в направлении профессионального самоопределения |
Выявление возможностей, занимаемых позиций учащихся в направлении их профессионального самоопределения
|
- Положение об инновационной проектной деятельности; - План работы инновационной проектной деятельности - Перспективный план проведения организационных, информационно-образовательных, научно методических мероприятий для участников инновационной проектной деятельности в учреждении образования - План работы по обеспечению условий и выполнению задач организации процесса допрофильной и профильной подготовки учащихся |
3. Технологический (январь 2020 – апрель 2023) Цель: обеспечение должного сопровождения и создание культуротворческих, психолого-педагогических, материально-технических ресурсных условий для внедрения модели допрофильной и профильной подготовки обучающихся в условиях образовательного художественно-технологического кластера |
× Организация работы Творческой проектной лаборатории педагогов и учащихся (ТПЛП и У); × организация работы по разработке образовательных программ, ориентированных на освоение учащимися нового знания, присвоения опыта в направлении индивидуального профессионального выбора; × организация постоянно действующего семинара для участников инновационной проектной в рамках модели допрофильной и профильной подготовки обучающихся в условиях образовательного художественно-технологического кластера; × повышение квалификации участников инновационной проектной деятельности на различного уровня научно-практических конференциях, семинарах, тренингах и т.д.; × организация проведения диагностических процедур участниками инновационной проектной деятельности; × промежуточный мониторинг качества сопровождения инновационного проекта в соответствии с критериями и показателями эффективности |
× участие в работе Творческой проектной лаборатории педагогов и учащихся; × сопровождение реализации образовательных программ допрофильной и профильной подготовки обучающихся; проектирования стратегии устойчивого профессионального выбора; × проведение диагностических процедур в рамках инновационного проекта; × участие в работе семинаров по проблеме эффективной реализации модели допрофильной и профильной подготовки учащихся в условиях образовательного художественно-технологического кластера; × установление партнёрства и сотрудничества с педагогами учреждений общего среднего образования и представителями других социальных институтов; × участие в разного уровня научно-практических, методических мероприятиях (конференциях, семинарах, тренингах и т.д.); × организация и проведение семинаров, круглых столов, консультаций и т.д.; × ведение отчётной проектной документации |
× выполнение задач образовательной программы, содержательно ориентированной на построение стратегии устойчивого профессионального выбора; × участие в интеллектуально-творческих выставочных, конкурсных мероприятиях; × установление партнёрства и сотрудничества с участниками художественно-технологического кластера |
× определение динамики формирования компетенций как внутренних результатов участия обучающихся в работе художественно-технологического кластера; × определение динамики личностного развития обучающихся; × определение динамики повышения уровня компетентности педагогов в области допрофильной и профильной подготовки обучающихся в условиях образовательного художественно-технологического кластера |
× Портфолио творческих проектных успехов учащегося (стратегия устойчивого профессионального выбора, материалы; × Папка диагностических материалов); × Папка проектно-дидактических достижений педагогов; - Каталог эффективных проектных образцов работы; × Отчётная проектная документация |
4. Заключительно-обобщающий (январь 2023 – август 2023) Цель: обобщение материалов инновационной проектной деятельности по внедрению модели допрофильной и профильной подготовки обучающихся в условиях образовательного художественно-технологического кластера |
× итоговый мониторинг процесса допрофильной и профильной подготовки в соответствии с критериями и показателями эффективности инновационного проекта; × обобщение и распространение опыта инновационной проектной деятельности педагогических работников |
× оказание помощи учащимся в обобщении творческих достижений, проектировании стратегии устойчивого профессионального выбора; × диагностика образовательного процесса допрофильной и профильной подготовки в соответствии с критериями и показателями эффективности инновационного проекта; × обобщение диагностических материалов |
× обобщение материалов по итогам: освоения образовательных программ; проектирования стратегии устойчивого профессионального выбора; участия в интеллектуально-творческих выставочных, конкурсных мероприятиях; × анализ, систематизация и оформление результатов, подготовка презентации; × рефлексия и экспертиза проделанной работы; × прогнозирование новых перспективных направлений творческого роста |
× определение уровня подготовки учащихся к профессиональному самоопределению, сформированности субъектно-смысловых позиций и художественно-технологических компетенций учащихся (на выходе); ×определение уровня оргпроектной и дидактической культуры педагогических работников (на выходе)
|
× карта индивидуальных художественно-технологических предпочтений в направлении профессионального самоопределения обучающихся; × материалы реализации образовательных программ; × Портфолио творческих проектных успехов учащихся; - Каталог эффективных проектных образцов работы; × Папка проектно-дидактических достижений педагогов; × Материалы диагностических процедур в рамках реализации инновационного проекта (Папка диагностических материалов); × Подготовленный итоговый анализ инновационной проектной деятельности учреждения образования по внедрению модели допрофильной и профильной подготовки обучающихся в условиях образовательного художественно-технологического кластера |
5. Итогово-внедренческий (с сентября 2022) Цель: актуализация и транслирование эффективного инновационного проектного опыта в массовую образовательную практику |
× разработка методических рекомендаций по транслированию эффективного опыта работы по внедрению модели допрофильной и профильной подготовки учащихся в условиях образовательного художественно-технологического кластера; × составление перспективного плана проведения мероприятий по транслированию эффективного опыта инновационной проектной деятельности |
× подготовка дидактических материалов для проведения семинаров, консультаций по распространению опыта инновационной проектной деятельности; - подготовка публикаций, презентаций, буклетов с целью транслирования успешного проектного опыта |
× участие в конкурсных, обучающе-тематических, научно-практических мероприятиях и др.; × индивидуальное самоопределение в рамках спроектированной стратегии устойчивого профессионального выбора |
× изучение и оценка результатов инновационной деятельности экспертным советом ГУО «Академия последипломного образования» |
× Проектный портфолио (публикации, презентации по результатам инновационной проектной деятельности; методические рекомендации по распространению эффективного проектного опыта работы; перспективный план работы по распространению эффективного инновационного проектного опыта) |
свернуть