Районное методическое объединение учителей начальных классов, музыки, ИЗО, воспитателей ГПД

Анализ работы районного методического объединения учителей начальных классов, музыки, изобразительного искусства, воспитателей группы продлённого дня за 2021/2022 учебный год

развернуть

Работа методического объединения учителей начальных классов, музыки, ИЗО, воспитателей ГПД планировалась  и осуществлялась с учётом современных требований к образованию и включала поиск оптимального содержания образования, внедрение в учебный процесс новых форм, технологий и приёмов обучения.

Совершенствование профессиональной компетентности учителей начальных классов по использованию технологии визуализации учебной информации в современном образовательном процессе - методическая  тема, над которой работало районное методическое объединение учителей начальных классов в 2021-2022 учебном году.

Цель работы РМО: совершенствование образовательного процесса, повышение профессионального мастерства педагогов учреждений образования района, освоение рациональных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся с учётом достижений современной педагогической науки и эффективной педагогической практики.

Задачи:

  1. Совершенствование профессионального, культурного, творческого роста педагогов.
  2. Освоение содержания нормативных документов, методических рекомендаций.
  3. Формирование готовности к самообразованию.
  4. Продолжение работы по изучению и внедрению современных педагогических технологий в образовательный процесс с целью формирования продуктивных знаний и воспитания активной гражданской позиции учащихся.
  5. Обобщение передового опыта учителей и внедрение его в практику.
    • соответствии с целями и задачами работа методического объединения осуществлялась по следующим направлениям деятельности:
  • Заседания методического объединения.
  • Изучение нормативной документации по вопросам образования.
  • Практико-ориентированные семинары.
  • Работа по темам самообразования.
  • Работа по обобщению педагогического опыта.
  • Открытые уроки, внеклассные мероприятия и их анализ.
  • Предметные недели.
  • Информационно-методическое обеспечение учителей.
  • Диагностика педагогического профессионализма и качества образования.
  • Повышение квалификации, педагогического мастерства.

Работа РМО включала в себя информационную, методическую, консультационную, аналитическую деятельность.

На заседаниях РМО был организован активный обмен опытом между педагогами, знакомство с новыми технологиями, обучение методам педагогической диагностики, самоанализ педагогической деятельности, развитие педагогических и творческих способностей, профессиональный рост педагогов.

По плану работы РМО начальных классов было проведено 3 заседания районного методического объединения, каждое из которых проходило в различных формах: педагогическая мастерская, обучающие и практические семинары, дистанционно, творческий отчёт.

 

Заседание 1.

Тема: Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение организации учебного процесса на l ступени общего среднего образования в 2021/2022 учебном году.

Были рассмотрены следующие вопросы:

  1. Особенности организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2021/2022 учебном году:

- научно-методическое обеспечение образовательного процесса на I ступени общего среднего образования;

-инструктивно-методические письма по вопросам организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2021/2022 учебном году; создание безопасных условий организации образовательного процесса;

- использование в образовательном процессе на I ступени общего среднего образования компонентов УМК по учебным предметам;

- единый информационно-образовательный ресурс: назначение, содержание, возможности использования в образовательном процессе на I ступени общего среднего образования;

- воспитательный потенциал уроков на I ступени общего среднего образования.

  1. Знакомство с работой диалоговой площадки на базе ГУО «Минский областной институт развития образования»: «Медиаобразование в практике работы учителя первой ступени общего среднего образования».

3.Предметный журнал как средство информационной, научно-методической поддержки учителей начальных классов и повышения их профессиональной компетентности.

  1. Методические рекомендации по проведению первого урока в 2021/2022 учебном году.

5.Организация и содержание методической работы с учителями начальных классов в 2021/2022 учебном году с учетом анализа результатов предыдущего учебного года.

Заседание 2

Тема: Визуализация учебной информации как неотъемлемая часть процесса обучения.

Были раскрыты следующие темы:

  1. Методологические принципы технологии визуализации учебной информации.
  2. Развитие познавательных способностей и критического мышления учащихся начальных классов средствами когнитивной визуализации (общие подходы, с учетом предметной специфики).
  3. Визуализация учебной информации в современных учебных пособиях как эффективное средство формирования предметных и метапредметных компетенций.
  4. Эффективность самообразовательной деятельности учителей начальных классов в совершенствовании ИКТ-компетентности по вопросам использования современных техник визуализации в образовательном процессе.
  5. Организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием образовательных интернет-ресурсов.
  6. Посещение открытых уроков, мероприятий

Заседание проводилось заочно (дистанционно). На базе ГУО «Судниковский учебно-педагогический  комплекс детский сад-средняя школа» прошёл открытый урок по учебному  предмету «Человек и мир» в 3 классе. Тэма «Карысныя выкапні: падземныя багацці краіны», учитель Шимак Д. В.

На электронные адреса учреждений образования была выслана ссылка на видеозапись  урока и технологическая карта открытого урока. На заседании  участниками районного методического объединения  сделан анализ урока,  прошёл открытый диалог по вопросам методического объединения.

 

Заседание 3. 

Тема: Медиаобразование как средство формирования метапредметных, предметных и личностных компетенций учащихся начальных классов.

  1. Медиаобразование как средство формирования метапредметных, предметных и личностных компетенций учащихся начальных классов (общие подходы, с учетом предметной специфики).
  2. Визуализация учебного материала как одно из средств формирования читательской грамотности учащихся начальных классов.
  3. Использование технологии визуализации учебной информации на уроках для повышения степени усвоения учащимися начальных классов учебного материала (с учетом предметной специфики).
  4. Использование визуальных форм представления учебного материала в процессе обучения как средство совершенствования самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов (с учетом предметной специфики).
  5. Проектирование учебных занятий в начальных классах с использованием современных методов визуализации информации как одного из средств реализации воспитательного потенциала урока (с учетом предметной специфики).
  6. Посещение открытого урока.

 Выступления, подготовленные коллегами по предложенным темам, носили содержательный характер, были насыщены полезной информацией.

Учителя района стали активными участниками анализа  урока русского языка в 3 классе. Тема «Знакомство с непроизносимыми согласными в корне слов, со способами проверки данной орфограммы», учитель начальных классов Шнип С. И. учитель начальных классов ГУО «Пугачёвский учебно-педагогический  комплекс детский сад-средняя школа»,

В начальной школе работают учителя с высоким профессиональным уровнем. Появление новых стратегий обучения в начальной школе, внедрение различных технологий требуют от учителей постоянной работы над повышением своей квалификации. Все учителя занимаются самообразованием, периодически посещают курсы  повышения квалификации.

Проанализировав работу методического объединения, следует отметить, что учителя работают над созданием системы обучения, обеспечивающей раскрытие каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, использование учителями визуальных форм представления учебного материала в процессе обучения помогает  совершенствованию самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов.

Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию навыков творческой научно-исследовательской деятельности учащихся, внедрению и освоению учащимися информационно-компьютерных технологий, формированию универсальных учебных действий у учащихся.

Работа МО строилась на диагностической основе и велась в соответствии с ежегодно обновляемым планом работы. Реализация цели и задач МО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, нормативно-правовых документов.

Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед МО и способствовала решению поставленных задач. На протяжении всего года каждый учитель продолжал работу над своей темой по самообразованию.

26 августа 2021 года в Минском областном институте развития образования состоялась диалоговая площадка «Медиаобразование в практике работы учителя первой ступени общего среднего образования», которая была организована в рамках конференции педагогических работников Минской области «Единство, гражданственность, патриотизм – ключевой ресурс образования Минщины». В работе диалоговой площадки приняла участие руководитель методического формирования учителей начальных классов Родевич С. Э.

6 июля 2022 года на базе государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» прошла диалоговая площадка по обсуждению качества учебных пособий для первой ступени общего среднего образования. Предложения поступили и от представителей нашего района. Все суждения, высказанные при проведении диалога, будут проанализированы, обобщены и послужат основой дальнейшего совершенствования национальных учебников и учебных пособий.

Учителя района приняли участие в социологическом анкетировании по изучению профессиональной компетентности педагогических работников учреждений общего среднего образования.

Целью методической работы РМО  учителей начальных классов, прежде всего, является максимальное развитие творческих способностей учителя, совершенствование его мастерства, расширение общего культурного кругозора. Осуществление этой цели позволяет каждому учителю решать задачи индивидуального подхода к ребенку, создавать и поддерживать интерес к знаниям, к самому процессу их получения.

Исходя из вышеизложенного, в 2022-2023 учебном году необходимо приложить усилия для решения следующих задач:

  1. Повышать качество проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.
  2. Выявлять, обобщать и распространять опыт работы учителей района. Активизировать работу педагогов по созданию печатных работ и их публикации в методических журналах с целью повышения их профессиональной компетенции.
  3. Продолжить работу по оснащению учебных кабинетов.
  4. Осуществлять поиск форм и способов внеурочной работы, направленной на вовлечение школьников в активную творческую деятельность.
  5. Методическую работу строить на диагностической основе, сделать её адресной, мотивированной.
  6. Добиваться формирования у школьников средствами урока и внеурочной деятельности ключевых образовательных компетенций.

 

 

Руководитель РМО                                   Родевич С. Э.

 

 

свернуть

Диалоговая площадка

развернуть

Качественный учебник – качественное образование

6 июля 2022 года на базе государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» прошла диалоговая площадка по обсуждению качества учебных пособий для первой ступени общего среднего образования. Работу диалоговой площадки возглавили заместитель Министра образования Республики Беларусь А. В. Кадлубай, директор научно-методического учреждения «Национальный институт образования» В. В. Гинчук, ректор государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» О. В. Дьяченко.

В общении приняли участие представители государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», НМУ «Национальный институт образования», ГУО «Минский городской институт развития образования», ГУО «Минский областной институт развития образования», авторы учебников и рецензенты, учителя учреждений образования г. Минска и Минской области.

Директор НМУ «Национальный институт образования» В. В. Гинчук охарактеризовала общие направления работы по изданию современных учебников и учебных пособий, по их усовершенствованию в процессе переиздания.

Учителя, проводившие апробацию учебных пособий и работающие по ним, внесли предложения по содержанию учебников, получили комментарии авторов и рецензентов. Все суждения, высказанные при проведении диалога, будут проанализированы, обобщены и послужат основой дальнейшего совершенствования национальных учебников и учебных пособий.

свернуть

Материалы РМО №3

развернуть

Визуализация учебного материала как одно из средств формирования читательской грамотности учащихся начальных классов

                      

Добровольская Т. А., учитель начальных классов

                                        ГУО «Гимназия №1 г. Воложина»

Сегодня перед педагогами стоят несколько важных проблем, решение которых обеспечивает результативное получение образования детьми. Умение работать с информацией, развитие речи, умения работать с текстами, систематизировать информацию, запоминать ее, применять в жизни. Одно из решений комплекса проблем – интеллект-карта.

Интеллект – карта – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, инструмент развития памяти и мышления.

Английское название интеллект-карт – Mind Maps. По-английски он называется "mind maps". Адекватного перевода на русский язык слов "mind maps" не существует. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума", что допускает весьма вольную трактовку из-за чрезвычайно широкого спектра значений слова "ум". Не лучше выглядят и другие варианты перевода: "карты разума", "интеллект-карты" или "карты интеллекта", "карты сознания", "ментальные карты", "карты памяти", "карты представлений", "мысленные карты", "умственные карты" и т. д.

История интеллект-карт связана с именем Тони Бьюзена. Это: британский психолог, обладатель самого высокого в мире уровня коэффициента творческого мышления, человек очень разносторонний и творческий, автор книг, касающихся работы мозга, духовного интеллекта, памяти. Его книги напечатаны в более чем 100 странах и переведены на 30 языков. Создатель технологии «интеллект-карт».

Вся информация, которая распределена в мозгу, ассоциативно передается между нейронами со скоростью электрического тока, и чем больше количество таких связей — тем более способен мозг к восприятию новой информации.

Информация, представленная в виде интеллект-карт, воспринимается быстрее, эффективнее, запоминается быстрее и на более долгий срок, так как это соответствует естественной ассоциативной природе нашего мышления. Просто так устроен наш мозг

Технология интеллект-карт стала быстро набирать популярность в разных странах и в различных сферах: политике, бизнесе, менеджменте, образовании, личной и семейной жизни для решения самых разнообразных задач: запоминания, систематизации информации, планирования деятельности, обучения. В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин "интеллект-карты", которым мы и будем пользоваться в дальнейшем, хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций.

В наше образование эта технология пришла сравнительно недавно, с введением новых образовательных стандартов, в основу которых положен системно-деятельностный подход. Теперь задача учителя включить каждого ребенка в активную деятельность по добыванию знаний, научить его учиться.

Как применять в школе, как знакомить детей с инструментом? Обучение составлению интеллект-карт должно идти постепенно: сначала на уроке анализ уже готового образца; затем совместное составление карт с помощью учителя; затем работа в паре, группе; затем индивидуальная работа дома.

И вот тут как нельзя лучше подходит технология или как принято говорить в образовании. Метод интеллект-карт, который может использоваться с различными целями: актуализация знаний; обобщение знаний; изучение нового; повторение; проверки знаний; разработки проектов.

Эффективность данного метода обусловлена его особенностями: Наглядность – всю тему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом. Запоминаемость – благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов, ассоциаций и цвета интеллект-карта легко запоминается. Своевременность – интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает. Возможность пересмотра – пересмотр интеллект-карт через какое-то время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, и даже увидеть новые идеи. Творчество – интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи. Ну а главное достоинство метода – его универсальность, то, что методика построения интеллект-карт проста и может быть использована любым учителем-предметником на любом уроке.

У интеллект-карт нет строгих правил построения, есть базовые принципы + фантазия и творчество составителя. На примере данной интеллект-карты рассмотрим принципы построения.

Основная идея, проблема или ключевое слово располагается в центре листа. Для изображения центральной идеи желательно использовать рисунки, картинки. Главные ветки соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка в свою очередь соединяются с главными ветвями. Ветви лучше рисовать изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). Над каждой линией – ветвью пишется ключевое слово. Каждая ветвь должна иметь свой цвет. Ветви могут быть в виде линий или рамочек. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, для того, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

Самое главное: творчество. Поэтому нельзя говорить однозначно о "правильном" или "неправильном" построении интеллект-карт, скорее важно – несет интеллект карта пользу для её создателя или нет.

Создадим интеллект карту о пользе интеллект карт.

Подводя итоги нашего занятия, хочется сказать, работа с интеллект-картами достаточно простой, но очень эффективный метод реализации системно-деятельностного подхода, который можно использовать не только в курсе окружающего мира, но и в других предметных областях. Хочу поблагодарить всех за работу и пожелать успехов в обучении воспитании и ваших детей.

Интересно наблюдать за тем, как дети, особенно младшего возраста, воспринимают природу всеми своими органами чувств. Они трогают предметы, пробуют их на вкус, они двигаются и одновременно исследуют мир вокруг себя; сочиняют песенки, стишки о том, что видят; рассказывают друг другу придуманные ими самими истории, при этом их фантазии и мечты легко переводятся на язык интеллект-карт

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.

Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности. Поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи.   

Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у учащихся в процессе деятельности.

 

 

Визуализация учебного материала как одно из средств формирования читательской грамотности учащихся начальных классов

Проблема формирования читательской компетентности сегодня актуальна как никогда: чтение связано с грамотностью и образованностью, формирует идеалы, обогащает внутренний мир человека. Поэтому одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать информацию и  использовать её.  

Стоит отметить, что развитие читательской грамотности происходит на всех уроках и во внеурочное время, когда ребенок встречается с книгой или с любым источником информации.

Читательская грамотность в общем смысле определяется как потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития. В процессе формирования читательской грамотности предполагается приобретение и развитие таких умений как:

- готовность к смысловому чтению (восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации),

- способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной деятельностью,

- ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.

Эти умения формируются в большей степени во время обучения в начальной школе. Поэтому формирование читательской грамотности именно в начальной школе придается большое значение.

Одним из средств формирования читательской грамотности является визуализация учебного материала.

Термин «визуализация» происходит от латинского visualis – воспринимаемый зрительно, наглядный.

Но между наглядностью и визуализацией обучения есть различие. Так, наглядность  предполагает демонстрацию уже готового образа предметов, процессов или явлений, а визуализация представляет активную деятельность учащегося в процессе создания образов.

Применение  визуальных  техник на уроках имеет ряд преимуществ:  помогает активизировать различные каналы восприятия, способствует чередованию видов деятельности, способов подачи информации, повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость. Урок становится более ярким и интересным.

Давно доказан тот факт, что человек более 80 % информации воспринимает визуально. А исследователи в области образовательных методик обнаружили, что через три дня после проведения лекции слушатели в состоянии вспомнить 10 % от всего услышанного, 35 % от всего увиденного, но могут воспроизвести 65 % содержания презентации, если она проходила в виде устного рассказа, подкрепленного визуальными образами. Человек, зрение которого обеспечивает ему около 90% информации, всегда стремился к наглядности.

Поэтому, роль визуализации в процессе обучения исключительна. Особенно в том случае, когда использование наглядных средств не сводится к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным и легким для усвоения, а становится органичной частью познавательной деятельности учащегося, средством формирования и развития не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления.

Необходимость визуализации информации на современном уроке обусловлена тем, что у нынешних учащихся, живущих в информационном обществе, формируется так называемое «клиповое мышление», т. е. способность воспринимать мир через короткие яркие образы и послания. Использование на уроке различных средств и приемов визуализации делает урок более информативным и эффективным, так как позволяет максимально задействовать различные каналы восприятия информации обучающихся. Существует большое разнообразие традиционных способов визуализации учебного материала: опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, развернутые вопросы и ответы, презентации, видеоролики, фрагменты кинофильмов, тренажеры и др. Однако сегодня с развитием компьютерных технологий появляются и новые средства визуализации: 

  • инфографика,
  • интеллект-карты (логикосмысловые модели),
  • облако слов,
  • лента времени,
  • коллаж,
  • различные интерактивные задания, основанные на визуальном ряде (например, большинство заданий в Learning Apps),
  • интерактивные презентации и др.

        Задачи визуализации — представить и структурировать основной учебный материал; дополнить основной материал; обеспечить логичность в изложении информации; продемонстрировать взаимосвязь между текстом и графическими изображениями, способствующими активному восприятию учебного материала.

Рассмотрим некоторые современные средства визуализации учебного материала.

Облако слов или тегов — это визуальное представление списка категорий или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т.п. Каким образом учитель начальных классов может использовать облака слов в своей работе? Существуют различные способы:

  • как дидактический материал на уроках (в электронном виде или распечатанный на принтере);
  • для представления информации о ком-либо;
  • для создания ярких, запоминающихся продуктов (открытки, информационно-рекламные буклеты, бюллетени, презентации);
  • для акцентирования внимания на важных датах, событиях, ключевых моментах;
  • как визуализацию критериев оценивания чего-либо;
  • для представления результатов опроса или обсуждения и др.

Приведём несколько конкретных примеров использования облака слов для формирования читательской грамотности учащихся:

- задание «Сформулируй тему урока» – в облако включить слова по теме урока либо из формулировки темы урока, которую учащиеся должны определить;

- задание «Угадай автора и название произведения» — в облако в этом случае могут быть включены слова, называющие героев произведения, место происшествия и любые другие признаки, позволяющие распознать текст;

- задание «Собери имена героев» — учащимся предлагается самим составить облако, где будут использованы имена героев нескольких последних произведений либо одного крупного произведения, можно добавить лишних персонажей для исключения;

- задание «Облако эмоций» — собрать в облако слова, которые раскрывают, какие чувства испытывает автор либо герой произведения;

- задание «Облако признаков» — собрать в облако слова, которые описывают какой-либо предмет, явление, событие, героя;

- задание «Собери стихотворение» — слова из небольшого по размеру стихотворения, по которым учащиеся должны воссоздать полный текст;

- задание «Угадай пословицу (поговорку и т.п.)» — дается большинство слов из пословицы, несколько пропущено;

- задание «Словарные слова» — можно использовать различные вариации данного задания: облако из одного словарного слова; облако из словарных слов в рамках одной изученной темы; облако из слов, изученных за год, и т.д.;

- задание «Найди лишнее слово» позволяет организовать работу на выявление слов с ошибками в написании, либо на выявление слов исключений, выявление слов на другое правило и т.п.

На этапе сообщения темы урока для повышения мотивации и интереса учащихся — облако содержит красочное и оригинально оформленное название темы. На этапе закрепления или контроля знаний — облако слов содержит основные понятия по пройденной теме. Учащиеся выбирают термины и понятия, изученные в данной теме, и дают определение или раскрывают понятие.

«Лента времени» — это временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события. Чаще всего лента времени представляет собой горизонтальную линию с разметкой по годам (или периодам) с указанием, что происходило в то или иное время. Таким образом можно получить визуальную картинку о том, как в хронологии развивалось какое-либо событие. Современные сервисы позволяют «нанизывать» на ленту времени не только текст, но и изображения, видео и звук. Кроме того, фрагмент текста или картинку можно оформить как гиперссылку на сторонний ресурс в Интернете, в котором событие раскрывается более подробно. Лента времени идеально подходит для организации образовательного процесса по самым различным школьным предметам, хотя традиционно ассоциируется только с уроком истории. Тем не менее, использовать ленту времени можно на любых уроках как средство формирования читательской грамотности. (например, на уроках литературы, на уроках по курсу «Мая Радзіма Беларусь»). Единственным условием для этого является наличие в содержании изучаемого материала какой-либо хронологии.

Так, на уроках литературы в виде ленты времени можно представить жизненный путь изучаемых писателей и поэтов, развитие литературного процесса на протяжении определенного отрезка времени, развитие литературного персонажа, если в произведении его характер раскрывается на достаточно продолжительном временном отрезке и т.п. Лента времени на уроке литературы позволяет активизировать межпредметные связи, когда, например, на представленный на ленте жизненный путь писателя добавляются значимые исторические события, повлиявшие на его творчество, события из мира музыки, живописи, архитектуры, а также можно добавить важные научные открытия, пришедшиеся на тот или иной период. Благодаря таким вариантам использования ленты времени, у учащихся будет складываться целостная картина мира, а не фрагментарные знания в различных областях.         

Ментальная карта – способ развития визуального восприятия, визуального воображения. Это инструментарий для отображения в виде схем мыслей, планов, действий. Он позволяет не только фиксировать уже имеющуюся информацию, но и развивать мысль, визуализировать мышление. Прием разработан психологом Тони Бьюзеном. Обладанием навыком использования ментальных карт позволяет эффективнее запоминать и обрабатывать информацию.

Скрайбинг – создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл текста более понятным. Успех и эффективность скрайбинга объясняется тем, что человеческий мозг, склонный рисовать картинки, мыслит образами, а язык рисунка – универсальный язык.

Опорная схема – прием концентрации внимания на тексте, проблеме, регулятор погружения в суть повествования. Это одно из активных деятельностных средств при работе с текстом, т. к. помогает учащимся разобраться в содержании произведения. Схемы, построенные при изучении произведения, помогают систематизировать материал и подготовить ученика к написанию сочинения.

Кластер – графическая форма организации информации, основанная на выделении смысловых единиц, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Фотоколлаж — еще одно из средств визуализации информации, которое может использовать в своей работе учитель. Фотоколлаж представляет собой произвольное соединение в одной картинке или фотографии нескольких фотоизображений, иногда даже не связанных между собой по стилю и содержанию. При создании фотоколлажей используются различные визуальные приемы, которые позволяют сделать итоговую картинку яркой и запоминающейся: наложение одного изображения на другое, совмещение нескольких изображений в одном, представление фото в виде мозаики или пазла, вставка яркой подложки, всевозможные рамочки, фигуры, линии и т.п. Создавать фотоколлажи можно как вручную, так и на компьютере с помощью специальных программ или онлайн-сервисов. Для создания фотоколлажа с уникальным дизайном целесообразно использовать Photoshop (или другой графический редактор). Однако на такую «ручную» работу может уйти достаточно много времени. Сегодня онлайн-сервисы с уже готовыми шаблонами позволяют создать коллаж за считанные минуты. Достаточно вставить необходимые фотоизображения в выбранный шаблон и нажать кнопку «создать» («сгенерировать»).

Фотоколлаж можно использовать и как инструмент для организации большого количества визуальной информации. И еще одна сфера применения фотоколлажа — это создание разножанровых графических произведений, которые затем можно использовать на уроках языка и литературы, в воспитательной работе. Задания для учащихся такого плана позволят им при организации графической информации систематизировать в современном виде иллюстрации к художественным произведениям; жизненный путь писателя (в том числе его путешествия), персонажей его произведений и др.

Суть приёма коллажа заключается в эмоционально – образном воплощении и создании образа. Его цель – познакомить учащихся с любым теоретическим материалом. Данный приём эффективен на уроках русского языка и литературного чтения, окружающего мира.

Визуализация учебного материала прослеживается в технологии критического мышления.

Таким образом, визуализация учебного материала позволяет решить целый ряд педагогических задач: обеспечение интенсификации обучения, активизация учебной и познавательной деятельности, формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий, передача знаний и распознавание образов, повышение читательской грамотности и визуальной культуры. Методически грамотный подход к визуализации обеспечивает и поддерживает переход обучающегося на более высокий уровень познавательной деятельности.

 

Проектирование учебных занятий в начальных классах с использованием современных методов визуализации информации как одного из средств реализации воспитательного потенциала урока

Легкодимова Н.В., учитель начальных классов

                                              ГУО «Средняя школа №2 г.Воложина»

 

Современная массовая экранная культура, компьютерные технологии, Интернет, реклама формируют специфический способ восприятия информации, при котором большую роль играют визуальные образы. Поэтому перед современным учителем возникает проблема: как донести нужный материал школьнику, не нарушая при этом дидактических принципов и учитывая его особенности восприятия информации? Наблюдая за деятельностью своих учащихся на уроках, я поняла, что заинтересовать и научить современное поколение – задача непростая. Действенным средством  является использование в учебном процессе современных методов визуализации информации. В педагогике это понятие реализуется в границах одного из традиционных педагогических принципов – наглядности. Наглядность – это демонстрация, визуализация – это процесс, при котором учащиеся на основе схемы, карты сопоставляют факты, анализируют их, ищут причинно-следственные связи, делают выводы.

Средствами зрительной наглядности являются таблицы, схемы, модели, диаграммы. Задача педагога – обеспечить восприятие огромного количества информации, сделать так, чтобы данная информация была качественно переработана обучающимися. Мозг человека «любит» фотографии, видео, рисунки, потому что это самая привычная и быстрая для восприятия форма контента. Выделяют 3 универсальных правила визуализации:

  1. Используйте изображения там, где это необходимо.

Перед тем, как выбирать форму подачи (презентацию, статью или инфографику), сформулируйте цель своего послания.

  1. Выбирайте простые, яркие образы.

Не старайтесь «загрузить» зрителей множеством картинок. Одного простого рисунка или эффектной фотографии часто бывает достаточно, чтобы вдохновить зрителей или прояснить сложную идею.

  1. Используйте эмоциональные образы.

Там, где это уместно, постарайтесь использовать образы, вызывающие эмоции (смех, удивление, испуг). Информация, которая сопровождается эмоциями, быстро воспринимается и надолго запоминается. 

 

Применение визуальных техник помогает реализовать воспитательную функцию урока. Это значит, что умение читать и представлять информацию в визуальной форме крайне важно для успешной коммуникации в любой сфере. Таким образом, в процессе обучения учащиеся:

  • принимают самостоятельные решения. Визуализированное подтверждение некорректного или неправильного результата показывает учащимся, что они сами сделали выбор;
  • действуют в команде, что решает такие воспитательные задачи, как формирование взаимовыручки, сотрудничества, умения подчинять личные интересы интересам группы;
  • переживают удачный и неудачный опыт;
  • развитие чувства ответственности за конечный результат;
  • умение публично выступать и аргументированно проводить презентацию конечного результата.

 

 

Использование технологии визуализации учебной информации на уроках для повышения степени усвоения учащимися начальных классов учебного материала с учётом предметной специфики.

 

                                                                                    Учитель начальных классов

ГУО «СШ №1 г. Воложина»

                                                      С.В. Родевич

 

«Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю.»                                                                                           Конфуций

Новые требования в учебном процессе заставляют ориентироваться на будущее. Что необходимо современному школьнику для успешного освоения знаний? Минимум затрат, максимум результат. И в этом нам поможет скрайбинг. Именно он позволяет усваивать информацию более эффективно, чем многие другие виды презентаций и успешно заменяет собой скучные и многословные объяснения. А еще скрайбинг поможет ученикам приобрести качества, которые в будущем станут их опорой - это логическое, образное, креативное мышление, способность эффективно работать в команде, принимать быстрые, практические решения.

Скрайбинг – новая техника презентации.

Ученые давным-давно доказали, что человек более 80 % информации воспринимает визуально. При этом через три дня после проведения занятий люди в состоянии вспомнить 10 % от всего услышанного, 35 % - от всего увиденного, но могут воспроизвести 65 % содержания презентации, если она проходила в виде устного рассказа, подкрепленного визуальными образами. Поэтому сегодня во время выступлений в основном используются презентации в формате Power Point.

Скрайбинг– это новейшая техника презентации (от английского «scribe» – набрасывать эскизы или рисунки)

Необходимо учесть четыре основных этапа для создания скрайба .

 

 

 

  1. Составьте план работы. Запишите все, что хотите осветить. Для удобства можно записывать все на аудионоситель.
  2. Проанализируйте все, что хотите сказать и какие визуальные образы хотите использовать для презентации ваших идей. Презентация должна быть понятна не только вам, но и окружающим.
  3. Начните процесс визуализации. Не бойтесь использовать как простые рисунки, так и сложные.
  4. Тайминг является очень важным условием. Помните, что выступления всегда ограничены по времени, и это нужно учитывать, чтобы не осталось деталей, которые вы не успели осветить.

Виды скрайбинга 

Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов:

  1. Скрайбинг рисованный. Классический вариант скрайбинга. Необходимые инструменты и материалы:

-       презентационная доска для рисования маркером или листы бумаги формата А4, А3 (ватман);

-       маркеры, фломастеры, цветные карандаши, краски;

  1. Скрайбинг - аппликация. На лист бумаги или любой другой фон в кадре выкладываются (наклеиваются)  готовые изображения, соответствующие звучащему тексту.

Необходимые инструменты и материалы:

-       листы бумаги или любой другой фон;

-       набор картинок-аппликаций;

  1. Скрайбинг магнитный. Похож на аппликационный, единственное различие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.

Необходимые инструменты и материалы:

-       презентационная магнитная доска;

-       набор готовых картинок, магниты;

  1. Скрайбинг компьютерный.При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы.

В своей работе я предпочитаю использовать рисованый скрайбинг.

1.Возьмем тему по уроку «Человек и мир» «Изменения в неживой природе весной. Прилёт и гнездование птиц, изменения в жизни диких и домашних животных, труд людей весной»

2.берём двойной тетрадный лист и начинаем схематично изображать главное в каждой теме вместе с учителем.

3.Представление.

Аналогично на уроке «Человек и мир» можно рассмотреть темы 2 класса «Животные и растения леса», «Животные и растения луга», «Животные и растения болот», а на уроках 3 класса темы «Природные сообщества Беларуси»,  «Разнообразие растений и животных на Земле».

В 4 классе мы изучаем новый предмет «Мая Радзіма - Беларусь». Здесь я использую технологию визуализации таймплайн. Таймлайн идеально подходит для визуализации процессов и проектов и последовательного изложения событий. С помощью таймлайна можно сделать обзор, показать поворотные моменты или же выявить упущенные аспекты. Обозначайте временные отрезки различными цветами, чтобы сделать таймлайн более легким для чтения.

Таймплайн дает понимание хронологии и периодизации; способствует развитию навыка работы с информацией; позволяет делать широкие обобщения для лучшего восприятия темы; помогает представить данные наглядно.

Примеры использования таймлайнов на уроке

  1. Для работы в группе Использование временной шкалы для изучения новой темы кажется сложной задачей. Однако при наличии контекстных подсказок, которые помогут учащимся связать события друг с другом, он становится хорошим инструментом для освоения нового материала. Пример.Запишите события на отдельные листочки, чтобы их можно было сложить в одну временную ленту. Попросите учеников индивидуально или в группе разложить листки в правильном порядке. Разрешите использование учебников, если чувствуете, что ученикам нужна помощь. Можно использовать магниты для доски, прищепки с веревками. 2. Для изучения биографий Предложите составить ученикам таймлайн по биографии важных для предмета личностей, с указанием дат, которые ученики считают значительными и подобрать картинки под каждую дату. Результатом станет схема, сделанная от руки или на компьютере. Пример.Дайте задание ученикам подготовить таймлайн жизни и творчества Ф Скорины или Е. Полоцкой. Основными вехами в этом случае будут: дата рождения, годы учебы, создание первого произведения, служба в гусарском полку, дуэль и т.д. Для каждой записи ученики должны предоставить как можно больше подробностей в 2-3 предложениях, добавить соответствующую фотографию или иллюстрацию. 3. Для анализа темы Здесь уже используется готовый вариант таймлайна. Но в нем нет всех пояснений и отсутствуют некоторые важные даты. Ученикам в этом случае нужно проанализировать учебный материал и вписать недостающую информацию. Пример. Ученикам дается инфографика с главными изобретениями Средневековья. На временной шкале им нужно отметить не указанные изобретения и написать, как они повлияли на технический прогресс и какое имели значение для общества.

Учителям постоянно приходится искать инновационные способы подачи учебного материала. Таймлайн  и скрайбинг, я считаю,  простой и не требующий определенных знаний инструмент позволяет сделать обучение более творческим и результативным процессом.

Анализ

работы районного методического объединения

учителей начальных классов, музыки, ИЗО, воспитателей ГПД

за 2021/2022 учебный год

 

Работа методического объединения учителей начальных классов, музыки, ИЗО, воспитателей ГПД планировалась  и осуществлялась с учётом современных требований к образованию и включала поиск оптимального содержания образования, внедрение в учебный процесс новых форм, технологий и приёмов обучения.

Совершенствование профессиональной компетентности учителей начальных классов по использованию технологии визуализации учебной информации в современном образовательном процессе - методическая  тема, над которой работало районное методическое объединение учителей начальных классов в 2021-2022 учебном году.

Цель работы РМО: совершенствование образовательного процесса, повышение профессионального мастерства педагогов учреждений образования района, освоение рациональных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся с учётом достижений современной педагогической науки и эффективной педагогической практики.

Задачи:

  1. Совершенствование профессионального, культурного, творческого роста педагогов.
  2. Освоение содержания нормативных документов, методических рекомендаций.
  3. Формирование готовности к самообразованию.
  4. Продолжение работы по изучению и внедрению современных педагогических технологий в образовательный процесс с целью формирования продуктивных знаний и воспитания активной гражданской позиции учащихся.
  5. Обобщение передового опыта учителей и внедрение его в практику.
    • соответствии с целями и задачами работа методического объединения осуществлялась по следующим направлениям деятельности:
  • Заседания методического объединения.
  • Изучение нормативной документации по вопросам образования.
  • Практико-ориентированные семинары.
  • Работа по темам самообразования.
  • Работа по обобщению педагогического опыта.
  • Открытые уроки, внеклассные мероприятия и их анализ.
  • Предметные недели.
  • Информационно-методическое обеспечение учителей.
  • Диагностика педагогического профессионализма и качества образования.
  • Повышение квалификации, педагогического мастерства.

Работа РМО включала в себя информационную, методическую, консультационную, аналитическую деятельность.

На заседаниях РМО был организован активный обмен опытом между педагогами, знакомство с новыми технологиями, обучение методам педагогической диагностики, самоанализ педагогической деятельности, развитие педагогических и творческих способностей, профессиональный рост педагогов.

По плану работы РМО начальных классов было проведено 3 заседания районного методического объединения, каждое из которых проходило в различных формах: педагогическая мастерская, обучающие и практические семинары, дистанционно, творческий отчёт.

 

Заседание 1.

Тема: Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение организации учебного процесса на l ступени общего среднего образования в 2021/2022 учебном году.

Были рассмотрены следующие вопросы:

  1. Особенности организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2021/2022 учебном году:

- научно-методическое обеспечение образовательного процесса на I ступени общего среднего образования;

-инструктивно-методические письма по вопросам организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2021/2022 учебном году; создание безопасных условий организации образовательного процесса;

- использование в образовательном процессе на I ступени общего среднего образования компонентов УМК по учебным предметам;

- единый информационно-образовательный ресурс: назначение, содержание, возможности использования в образовательном процессе на I ступени общего среднего образования;

- воспитательный потенциал уроков на I ступени общего среднего образования.

  1. Знакомство с работой диалоговой площадки на базе ГУО «Минский областной институт развития образования»: «Медиаобразование в практике работы учителя первой ступени общего среднего образования».

3.Предметный журнал как средство информационной, научно-методической поддержки учителей начальных классов и повышения их профессиональной компетентности.

  1. Методические рекомендации по проведению первого урока в 2021/2022 учебном году.

5.Организация и содержание методической работы с учителями начальных классов в 2021/2022 учебном году с учетом анализа результатов предыдущего учебного года.

Заседание 2

Тема: Визуализация учебной информации как неотъемлемая часть процесса обучения.

Были раскрыты следующие темы:

  1. Методологические принципы технологии визуализации учебной информации.
  2. Развитие познавательных способностей и критического мышления учащихся начальных классов средствами когнитивной визуализации (общие подходы, с учетом предметной специфики).
  3. Визуализация учебной информации в современных учебных пособиях как эффективное средство формирования предметных и метапредметных компетенций.
  4. Эффективность самообразовательной деятельности учителей начальных классов в совершенствовании ИКТ-компетентности по вопросам использования современных техник визуализации в образовательном процессе.
  5. Организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием образовательных интернет-ресурсов.
  6. Посещение открытых уроков, мероприятий

Заседание проводилось заочно (дистанционно). На базе ГУО «Судниковский учебно-педагогический  комплекс детский сад-средняя школа» прошёл открытый урок по учебному  предмету «Человек и мир» в 3 классе. Тэма «Карысныя выкапні: падземныя багацці краіны», учитель Шимак Д. В.

На электронные адреса учреждений образования была выслана ссылка на видеозапись  урока и технологическая карта открытого урока. На заседании  участниками районного методического объединения  сделан анализ урока,  прошёл открытый диалог по вопросам методического объединения.

 

Заседание 3. 

Тема: Медиаобразование как средство формирования метапредметных, предметных и личностных компетенций учащихся начальных классов.

  1. Медиаобразование как средство формирования метапредметных, предметных и личностных компетенций учащихся начальных классов (общие подходы, с учетом предметной специфики).
  2. Визуализация учебного материала как одно из средств формирования читательской грамотности учащихся начальных классов.
  3. Использование технологии визуализации учебной информации на уроках для повышения степени усвоения учащимися начальных классов учебного материала (с учетом предметной специфики).
  4. Использование визуальных форм представления учебного материала в процессе обучения как средство совершенствования самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов (с учетом предметной специфики).
  5. Проектирование учебных занятий в начальных классах с использованием современных методов визуализации информации как одного из средств реализации воспитательного потенциала урока (с учетом предметной специфики).
  6. Посещение открытого урока.

 Выступления, подготовленные коллегами по предложенным темам, носили содержательный характер, были насыщены полезной информацией.

Учителя района стали активными участниками анализа  урока русского языка в 3 классе. Тема «Знакомство с непроизносимыми согласными в корне слов, со способами проверки данной орфограммы», учитель начальных классов Шнип С. И. учитель начальных классов ГУО «Пугачёвский учебно-педагогический  комплекс детский сад-средняя школа»,

В начальной школе работают учителя с высоким профессиональным уровнем. Появление новых стратегий обучения в начальной школе, внедрение различных технологий требуют от учителей постоянной работы над повышением своей квалификации. Все учителя занимаются самообразованием, периодически посещают курсы  повышения квалификации.

Проанализировав работу методического объединения, следует отметить, что учителя работают над созданием системы обучения, обеспечивающей раскрытие каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, использование учителями визуальных форм представления учебного материала в процессе обучения помогает  совершенствованию самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов.

Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию навыков творческой научно-исследовательской деятельности учащихся, внедрению и освоению учащимися информационно-компьютерных технологий, формированию универсальных учебных действий у учащихся.

Работа МО строилась на диагностической основе и велась в соответствии с ежегодно обновляемым планом работы. Реализация цели и задач МО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, нормативно-правовых документов.

Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед МО и способствовала решению поставленных задач. На протяжении всего года каждый учитель продолжал работу над своей темой по самообразованию.

26 августа 2021 года в Минском областном институте развития образования состоялась диалоговая площадка «Медиаобразование в практике работы учителя первой ступени общего среднего образования», которая была организована в рамках конференции педагогических работников Минской области «Единство, гражданственность, патриотизм – ключевой ресурс образования Минщины». В работе диалоговой площадки приняла участие руководитель методического формирования учителей начальных классов Родевич С. Э.

6 июля 2022 года на базе государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» прошла диалоговая площадка по обсуждению качества учебных пособий для первой ступени общего среднего образования. Предложения поступили и от представителей нашего района. Все суждения, высказанные при проведении диалога, будут проанализированы, обобщены и послужат основой дальнейшего совершенствования национальных учебников и учебных пособий.

Учителя района приняли участие в социологическом анкетировании по изучению профессиональной компетентности педагогических работников учреждений общего среднего образования.

Целью методической работы РМО  учителей начальных классов, прежде всего, является максимальное развитие творческих способностей учителя, совершенствование его мастерства, расширение общего культурного кругозора. Осуществление этой цели позволяет каждому учителю решать задачи индивидуального подхода к ребенку, создавать и поддерживать интерес к знаниям, к самому процессу их получения.

Исходя из вышеизложенного, в 2022-2023 учебном году необходимо приложить усилия для решения следующих задач:

  1. Повышать качество проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.
  2. Выявлять, обобщать и распространять опыт работы учителей района. Активизировать работу педагогов по созданию печатных работ и их публикации в методических журналах с целью повышения их профессиональной компетенции.
  3. Продолжить работу по оснащению учебных кабинетов.
  4. Осуществлять поиск форм и способов внеурочной работы, направленной на вовлечение школьников в активную творческую деятельность.
  5. Методическую работу строить на диагностической основе, сделать её адресной, мотивированной.
  6. Добиваться формирования у школьников средствами урока и внеурочной деятельности ключевых образовательных компетенций.

 

 

Руководитель РМО                                  

Родевич С. Э.

 

 

свернуть

План РМО №3

развернуть

 План работы

 районного методического объединения

учителей начальных классов, музыки и воспитателей ГПД

Общая методическая тема: «Совершенствование профессиональной компетентности учителей начальных классов по использованию технологии визуализации учебной информации в современном образовательном процессе»

 

Цель: создание условий для личностно-профессионального развития педагогов, совершенствование педагогического мастерства и творчества для успешной реализации учебных задач

Задачи:

  1. Раскрывать пути повышения эффективности учебных занятий через использование технологии визуализации учебной информации в процессе обучения на l ступени общего среднего образования для повышения степени усвоения материала, для формирования читательской грамотности.
  2. Способствовать обмену опытом по организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием медиаобразования как средства формирования метапредметных, предметных и личностных компетенций.
  3. Создавать условия для непрерывного совершенствования ИКТ-компетентности педагогов и воспитателей по вопросам использования современных техник визуализации в образовательном процессе.

 

3 заседание

Тема: Медиаобразование как средство формирования метапредметных, предметных и личностных компетенций учащихся начальных классов. Технология визуализации.

.

Место проведения:  ГУО «Пугачевский учебно-педагогический комплекс детский  сад – средняя школа»

Дата проведения: 17 марта  2022 года

Форма проведения: семинар-практикум

Участники заседания: представители учебно – методического кабинета, учителя начальных классов, музыки  и  воспитатели ГПД школ района

 

План работы

  1. Регистрация участников РМО.
  2. Знакомство с планом работы РМО.

                                                  Стаселович М. И., методист ГУО

                                                  «Воложинский районый методический кабинет»

                                                  Родевич С. Э., руководитель РМО

 

Практический блок

  1. Урок русского языка в 3 классе. Тема «Знакомство с нероизносимыми согласными в корне слов, со способами проверки данной орфограммы»

                                                 Шнип С. И. учитель начальных классов

                                                 ГУО «Пугачёвский учебно-педагогический

                                                 комплекс детский сад - средняя школа»

  1. Технологическая карта урока.
  2. Самоанализ урока.

                                                 Шнип С. И. учитель начальных классов

                                                 ГУО «Пугачёвский учебно-педагогический

                                                 комплекс детский сад - средняя школа»

  1. Анализ урока.

                                       Участники РМО

 Научно – методический  блок

Выступления:

  1. Медиаобразование как средство формирования метапредметных, предметных и личностных компетенций учащихся начальных классов (общие подходы, с учетом предметной специфики).

                                     Родевич С. Э., учитель начальных классов

                                     ГУО «Средняя школа  №1 г. Воложина»

  1. Визуализация учебного материала как одно из средств формирования читательской грамотности учащихся начальных классов.

                                     Добровольская Т. А., учитель начальных классов

                                                    ГУО «Гимназия №1 г. Воложина»

  1. Использование технологии визуализации учебной информации на уроках для повышения степени усвоения учащимися начальных классов учебного материала (с учетом предметной специфики).

                                     Родевич С. В., учитель начальных классов

                                     ГУО «Средняя школа  №1 г. Воложина»

  1. Использование визуальных форм представления учебного материала в процессе обучения как средство совершенствования самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов (с учетом предметной специфики).

                                     Кулик М. И., учитель начальных классов

                                     ГУО «Яршевичский учебно-педагогический

                                     комплекс детский сад-средняя школа»

  1. Проектирование учебных занятий в начальных классах с использованием современных методов визуализации информации как одного из средств реализации воспитательного потенциала урока (с учетом предметной специфики).

                                       Легкодимова Н. В., учитель начальных классов

                                       ГУО «Средняя школа № 2 г. Воложина»

Подведение итогов работы

                                                  Стаселович М. И., методист ГУО     

                                                 «Воложинский районый методический кабинет»

                                                 Родевич С. Э., руководитель РМО

 

Руководитель районного

методического объединения

учителей начальных классов                                      С. Э. Родевич

 

СОГЛАСОВАНО:

Методист ГУО “ Воложинский

районный методический кабинет”                            М. И. Стаселович

 

свернуть

План РМО 28 октября

развернуть

План работы

 районного методического объединения

учителей начальных классов, музыки и воспитателей ГПД

Общая методическая тема: «Совершенствование профессиональной компетентности учителей начальных классов по использованию технологии визуализации учебной информации в современном образовательном процессе»

 

Цель: создание условий для личностно-профессионального развития педагогов, совершенствование педагогического мастерства и творчества для успешной реализации учебных задач

Задачи:

  1. Раскрывать пути повышения эффективности учебных занятий через использование современных средств коммуникаций в процессе обучения на l ступени общего среднего образования, используя наиболее действенные методы, приёмы, формы и средства обучения по развитию познавательных способностей учащихся начальных классов средствами когнитивной визуализации.
  2. Способствовать обмену опытом по организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием образовательных интернет-ресурсов.
  3. Создавать условия для непрерывного совершенствования ИКТ-компетентности педагогов и воспитателей по вопросам использования современных техник визуализации в образовательном процессе.

 

2 заседание

Тема: Визуализация учебной информации как неотъемлимая часть процесса обучения.

Место проведения:  

Дата проведения: 28 октября  2021 года

Форма проведения: дистанционно

Участники заседания: представители учебно – методического кабинета, учителя начальных классов, музыки  и  воспитатели ГПД школ района

 

План работы

  1. Регистрация участников РМО.
  2. Знакомство с планом работы РМО.

                                                  Стаселович М. И., методист ГУО

                                                  «Воложинский районый методический кабинет»

                                                  Родевич С. Э., руководитель РМО

Практический блок

  1. Видеоурок. «Человек и мир» в 3 классе. Тэма «Карысныя выкапні: падземныя багацці краіны».

                                                 Шимак Д. В., учитель начальных классов

                                                 ГУО «Судниковский учебно-педагогический

                                                 комплекс детский сад-средняя школа»

  1. Технологическая карта урока.
  2. Самоанализ урока.

                                                 Шимак Д. В., учитель начальных классов

                                                 ГУО «Судниковский учебно-педагогический

                                                 комплекс детский сад-средняя школа»

  1. Анализ урока.

                                       Участники РМО

 

 Научно – методический  блок

Выступления:

  1. Методологические принципы технологии визуализации учебной информации.

                                        Дедейко М. М., учитель начальных классов

                                        ГУО «Ивенецкая средняя школа»

  1. Развитие познавательных способностей и критического мышления учащихся начальных классов средствами когнитивной визуализации (общие подходы, с учётом предметной специфики).

                                     Михаловская Н. М., учитель начальных классов

                                                    ГУО «Богдановский учебно-педагогический

                                                    комплекс детский сад-средняя школа»

  1. Визуализация учебной информации в современных учебных пособиях как эффективное средство формирования предметных и метапредметных компетенций.

                                        Бибик Т. С., учитель начальных классов

                                   ГУО «Сивицкий учебно-педагогический

                                                    комплекс детский сад-средняя школа»

  1. Эффективность самообразовательной деятельности учителей начальных классов в совершенствовании ИКТ-компетентности по вопросам использования современных техник визуализации в образовательном процессе.

                                     Родевич С. Э., учитель начальных классов

                                     ГУО «Средняя школа  №1 г. Воложина»

  1. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием образовательных интернет-ресурсов.

                                       Родевич С. Э., учитель начальных классов

                                       ГУО «Средняя школа №1 г. Воложина»

 

 

 

Подведение итогов работы

                                                  Стаселович М. И., методист ГУО     

                                                 «Воложинский районый методический кабинет»

                                                 Родевич С. Э., руководитель РМО

Руководитель районного

методического объединения

учителей начальных классов                                      С. Э. Родевич

 

СОГЛАСОВАНО:

Методист ГУО “ Воложинский

районный методический кабинет”                   Стаселович М. И.

 

свернуть

План работы РМО №1 август

развернуть

План работы

 районного методического объединения

учителей начальных классов, музыки, ИЗО, воспитателей ГПД

 

Дата проведения: 27 августа 2021 года

Время проведения: 10.00

Место проведения: Государственное учреждение образования «Средняя школа №1 г. Воложина»

Участники заседания: учителя начальных классов, музыки, ИЗО, воспитатели ГПД школ района

 

Форма проведения: инструктивно-методическое совещание

 

Методическая тема: «Совершенствование профессиональной компетентности учителей начальных классов по использованию технологии

визуализации учебной информации в современном образовательном процессе»

 

Цель: оказание нормативно-правовой и научно-методической поддержки педагогам по организации обучения на І ступени общего среднего образования в общеобразовательных учреждениях района

Задачи:

  • проанализировать результаты методической работы за предыдущий учебный год;
  • изучить нормативно-правовую и учебно-методическую базы организации образовательного процесса на І ступени общего среднего образования в общеобразовательных учреждениях;
  • проанализировать особенности преподавания учебных предметов на І ступени общего среднего образования в 2021/2022 учебном году;
  • включить педагогов в активную деятельность по обсуждению вопросов

 

План проведения

 

1.Регистрация участников заседания

 

2.Знакомство с планом работы заседания

Стаселович М.И., методист УМК отдела

 

 

3.Анализ деятельности районного методического объединения учителей начальных классов, музыки, ИЗО и воспитателей ГПД учреждений общего среднего образования в 2021/2022 учебном году.

Стаселович М.И., методист УМК отдела,

Родевич С.Э., учитель начальных классов                                     

ГУО “Средняя школа №1 г. Воложина”,

руководитель РМО учителей начальных классов

 

 

4. Особенности организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2021/2022 учебном году.

Родевич С.Э., учитель начальных классов                                     

ГУО “Средняя школа №1 г. Воложина”,

руководитель РМО учителей начальных классов

 

5. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2021/2022 учебном году. Использование в образовательном процессе компонентов УМК по учебным предметам.

Сыманович Т. А., учитель начальных классов                                     

ГУО “Першайский учебно-педагогический

комплекс детский сад - средняя школа”

 

6.Инструктивно-методические письма по вопросам организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2021/2022 учебном году.

Дударь Е. И., учитель начальных классов                                     

ГУО “Средняя школа №2 г. Воложина”

 

7. Единый информационно-образовательный ресурс: назначение, содержание, возможности использования в образовательном процессе на I ступени общего среднего образования в 2021/2022 учебном году.

Юша Л. Ч., ГУО «Вишневский учебно-

педагогический комплекс детский сад - средняя

школа Воложинского района»

 

8. Знакомство с работой диалоговой площадки на базе ГУО «Минский областной институт развития образования»: «Медиаобразование в практике работы учителя первой ступени общего среднего образования».

Родевич С.Э., учитель начальных классов

ГУО “Средняя школа №1 г. Воложина,

руководитель РМО учителей начальных классов”

 

9. Воспитательный потенциал уроков на I ступени общего среднего образования.

Шакун Т. О.,учитель начальных классов                                     

ГУО “Средняя школа №1 г. Воложина”

 

10. Предметный журнал как средство информационной, научно-методической поддержки учителей начальных классов и повышения их профессиональной компетентности.

Яблонская Н. Н., учитель начальных классов                                     

ГУО “Гимназия №1 г. Воложина”

 

 

11. Методические рекомендации по проведению первого урока в 2021/2022 учебном году.

Каланцер Т. Л., учитель начальных классов                                     

ГУО “Средняя школа №1 г. Воложина”

 

12. Организация и содержание  методической работы с учителями начальных классов в 2021/2022 учебном году с учётом анализа результатов предыдущего года.

 

Руководитель районного

методического объединения

учителей начальных классов                                    С. Э. Родевич

 

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий

Воложинским районным

учебно- методическим кабинетом                          О. А. Тихонович

 

свернуть

План-график работы районного методического объединения начальных классов на 2021/2022 учебный год

развернуть

ПЛАН-ГРАФИК

заседаний районного методического объединения учителей начальных классов, музыки, ИЗО, воспитателей ГПД

 на 2021/2022 учебный год

Методическая тема: Совершенствование профессиональной компетентности учителей начальных классов по использованию технологии визуализации учебной информации в современном образовательном процессе

Цель: совершенствование образовательного процесса, повышение профессионального мастерства педагогов учреждений образования района, освоение рациональных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся с учётом достижений современной педагогической науки и эффективной педагогической практики.

№ п/п

Тема заседания

Рассматриваемые вопросы

Форма практического выхода

1

Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение организации учебного процесса на l ступени общего среднего образования в 2021/2022 учебном году

1. Особенности организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2021/2022 учебном году:

- научно-методическое обеспечение образовательного процесса на I ступени общего среднего образования;

-инструктивно-методические письма по вопросам организации образовательного процесса на I ступени общего среднего образования в 2021/2022 учебном году; создание безопасных условий организации образовательного процесса;

- использование в образовательном процессе на I ступени общего среднего образования компонентов УМК по учебным предметам;

- единый информационно-образовательный ресурс: назначение, содержание, возможности использования в образовательном процессе на I ступени общего среднего образования;

- воспитательный потенциал уроков на I ступени общего среднего образования.

2. Знакомство с работой диалоговой площадки на базе ГУО «Минский областной институт развития образования»: «Медиаобразование в практике работы учителя первой ступени общего среднего образования».

3.Предметный журнал как средство информационной, научно-методической поддержки учителей начальных классов и повышения их профессиональной компетентности.

4. Методические рекомендации по проведению первого урока в 2021/2022 учебном году.

5. Организация и содержание методической работы с учителями начальных классов в 2021/2022 учебном году с учетом анализа результатов предыдущего учебного года.

Систематизация материала: в бумажном и электронном варианте.

2

Визуализация учебной информации как неотъемлемая часть процесса обучения.

1.        1. Методологические принципы технологии визуализации учебной информации.

2.           2. Развитие познавательных способностей и критического мышления учащихся начальных классов средствами когнитивной визуализации (общие подходы, с учетом предметной специфики).

3.           3. Визуализация учебной информации в современных учебных пособиях как эффективное средство формирования предметных и метапредметных компетенций.

4.           4. Эффективность самообразовательной деятельности учителей начальных классов в совершенствовании ИКТ-компетентности по вопросам использования современных техник визуализации в образовательном процессе.

5.           5.Организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием образовательных интернет-ресурсов.

4. Посещение открытых уроков, мероприятий.

Оформление материала для  обмена опытом.  .

3

Медиаобразование как средство формирования метапредметных, предметных и личностных компетенций учащихся начальных классов

1.               Медиаобразование как средство формирования метапредметных, предметных и личностных компетенций учащихся начальных классов (общие подходы, с учетом предметной специфики).

2.               Визуализация учебного материала как одно из средств формирования читательской грамотности учащихся начальных классов.

3.               Использование технологии визуализации учебной информации на уроках для повышения степени усвоения учащимися начальных классов учебного материала (с учетом предметной специфики).

4.               Использование визуальных форм представления учебного материала в процессе обучения как средство совершенствования самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов (с учетом предметной специфики).

5.               Проектирование учебных занятий в начальных классах с использованием современных методов визуализации информации как одного из средств реализации воспитательного потенциала урока (с учетом предметной специфики).

6.                Посещение открытых уроков, мероприятий.

Оформление материала для  обмена опытом. Выпуск буклета по теме

4

Подведение итогов работы районного методического объединения учителей начальных классов, музыки, ИЗО, воспитателей ГПД

за 2021/2022 учебный год

 

1. Анализ работы районного методического объединения за учебный год.

2. Диагностика  запросов и предложений педагогических работников.

3. Защита-презентация тем по самообразованию.

 

Профессионально-творческий отчет работы районного методического объединения

 

свернуть

Тэхналагічная карта ўрока матэматыкі (Падарожжа Калабка)

развернуть

урок РМО начальных классов

развернуть